Как теплосеть перестала зависеть от одного программиста

2 июля 2020

Введение

АО "Теплоэнерго" отапливает город с населением 600 тысяч с помощью 30 современных газовых котельной. Однако, до последнего времени, расчеты с абонентами предприятие вело с помощью программы собственной разработки на Basic. Программа использовалась более 20 лет с момента создания, и, конечно же, давно устарела. Да и функционал имела довольно скромный — делала расчеты теплопотребления и формировала минимальную отчётность. Выставление платежных документов производилось из программы «1С:Бухгалтерия», данные в которую, большей частью, вводились вручную.

теплосеть.jpg

И все это худо-бедно работало до тех пор, пока с предприятия не ушел тот самый программист. Автор программы, знавший бейсик. На тот момент программа рассчитывала около 3 тысяч абонентов юридических лиц и 30 тысяч физических лиц. Каждый из которых должен был получать в конце месяца счёт на оплату или квитанцию, полностью соответствующую требованиям законодательства в сфере ЖКХ. Того самого законодательства, которое меняется каждые два-три месяца.

Развивать старую систему на предприятии даже и не пытались, понимали – бесполезно. Не только потому, что сейчас практически невозможно найти специалиста по бейсику, способного быстро разобраться в коде коллеги, который писался и переписывался 20 лет. Но и потому, что поддерживать программу на умирающем языке — дело бесперспективное. Нужно было срочно найти решение, которое могло бы позволить не только продолжить текущую работу, но и решило бы давно наболевшие проблемы:

·         Поштучная печать счетов и квитанций для 30’000 абонентов;

·         Непрозрачность расчётов;

·         Отсутствие интеграции с программой «1С:Бухгалтерия»;

·         Отсутствие настраиваемой отчётности;

·         Отсутствие поддержки изменений законодательства.

 Завал в офисе.jpg

Есть решение у компании «Софт-портал»

После проведённого анализа предложений руководство выбрало отраслевое решение фирмы 1С «1С:Управление теплосетью 2» (УТ2). Но приобрести программу – это полдела. Самое главное – вдохнуть в неё жизнь, то есть заполнить данными, выполнить все необходимые настройки и запустить в работу.

Вначале специалисты предприятия не придавали значения сложности вопроса. Поэтому было сделано несколько неудачных попыток запуска программного продукта.

Сперва пользователи попытались запустить программу собственными силами. Но увидев все сложности настроек и понимая, что все необходимые данные руками не ввести, позвали на помощь местную фирму-франчайзи 1С. Однако, у фирмы, не специализирующейся на биллинге в сфере ЖКХ, просто не хватило компетенций для обеспечения старта незнакомой программы. Безрезультатными оказались и поиски свободных умельцев в аутсорсинге. Слишком узкий рыночный сегмент — автоматизация РСО.

В конце концов руководство предприятия приняло решение обратиться к разработчику программы - в компанию «Софт-портал». После недолгих переговоров и заказа разовых консультаций, которые подтвердили требуемый уровень специалистов, предприятие решилось пригласить компанию провести внедрение с выездом специалистов на объект автоматизации.

Тяжело в учении…

Первым этапом внедрения стало обучение пользователей работе в программе УТ2. Выездное обучение производил специалист компании «Софт-портал», опытный консультант Антон. Во время обучения, как это обычно и бывает, специалисты засыпали преподавателя вопросами: «Как рассчитывать потери тепла?», «Как настроить учёт коэффициента периодичности для ГВС?», и еще десятком вопросов. Антон на все вопросы учеников ответил, проанализировав наиболее часто встречающиеся случаи расчёта. Причем, для каждого сложного случая был разработан и протестирован специальный шаблон настроек в программе. Опираясь на полученные рекомендации, пользователи начали активно вводить данные в программу и пробовать производить расчёты. После обучения пользователи перестали бояться программу, активно включились в процесс внедрения, и это благоприятно повлияло на ход проекта.

startup-594090_1920.jpg

Вторым этапом шёл перенос данных по объектам теплопотребления. Часть данных удалось перенести из старой программы, но большая часть вносилась вручную пользователями. Обучение тут сыграло ключевую роль, поскольку обученные пользователи совершают намного меньше ошибок. Долгая и кропотливая работа по заполнению данными информационной базы была полностью завершена. Пользователи понимали, что, внеся основные справочные данные один раз, они распрощаются с необходимостью получать отчёты вручную.

Разумеется, после отъезда специалиста, с началом самостоятельной работы в УТ2 у пользователей появились новые вопросы: «А если потери до прибора?», «А что делать с содержанием общего имущества?», «А какую формулу выбрать при собственном приготовлении ГВС?». Для решения накопившихся вопросов был запланирован третий этап проекта - «запуск системы в промышленную эксплуатацию», для реализации которого Антон повторно выехал на место.

На старт! Внимание! Поехали!

На месте Антон прежде всего оперативно настроил печатные и отчётные формы по образцу тех, с которыми привыкли работать в теплосети. Но, в отличие от старых отчетов, в новых появилась возможность гибкой настройки — разнообразные отборы, расшифровки и группировки. Все это благодаря схеме компоновки данных в УТ2, которая позволяет вывести в отчёт данные любого вида и состава. Теперь у руководства теплосети появилась возможность оперативно получить свежие данные по реализованным объёмам в разрезе источников теплоснабжения, групп абонентов, видов услуг и по другим аналитикам. А пользователи тут же получали желаемое, стоило им только сказать: «Эх, хороший, конечно, отчёт, но вот если бы колонки и строки местами поменять, да вывести результаты по всем периодам, то цены бы ему не было!». Поменять местами? Пожалуйста! За все периоды? Уже сделано!

После этого пользователи приступили к выставлению. Для массовой печати счетов и квитанций в УТ2 уже есть готовый функционал. Антону лишь оставалось разъяснить принцип работы одноимённого механизма и показать на деле, как можно работу нескольких дней выполнить за 4 часа. Стоит ли рассказывать, насколько были обрадованы специалисты абонентского отдела, которые новогодние каникулы провели дома, а не на работе!

Совместно с программистами заказчика была выполнена и долгожданная интеграция программы УТ2 с «1С:Бухгалтерией». Теперь счета за тепло стали передаваться из сбытовой программы в бухгалтерскую автоматически, без непосредственного участия человека. А это несколько сэкономленных человеко-дней, которые ранее затрачивались на ручной ввод данных с распечаток.

Раньше у абонентов постоянно возникали вопросы: «Откуда взялись такие цифры?», «Как это посчиталось?». Разумеется, сотрудники абонентского отдела, будучи опытными и квалифицированными специалистами, могли дать ответ на любой вопрос. Но это была сложная работа, проводимая отдельно с каждым обратившимся абонентом и требующая длительного анализа исходных данных. Сейчас же специалистам достаточно вывести специально настроенный отчёт, и сразу видно, какая температура, часовая нагрузка или норматив были использованы в расчёте, а также сколько часов фактически оказывалась услуга в течение месяца.

Есть ещё одна особенность национальных расчётов коммунальных услуг в Российской Федерации – это тот факт, что в каждом из 85 регионов могут быть свои постановления, вносящие определённые нюансы в методологию расчётов. В данном случае в числе прочих местных отличий есть, например, свой порядок применения коэффициента периодичности при расчёте ГВС. Благодаря подключению программиста компании «Софт-портал», такое изменение в УТ2 было реализовано за пару дней.

Самописное или тиражное отраслевое решение? Ответ очевиден!

Отдельно стоит упомянуть стоимость дальнейшего использования программы. Раньше для того, чтобы программа дорабатывалась под изменения законодательства, необходимо было содержать специального человека – её создателя. Теперь же поддержка законодательства обеспечивается за счет приобретения специального сервиса «ИТС отраслевое». Стоимость такого информационно-технологического сопровождения составляет около 7 тысяч рублей в месяц. Что на порядок меньше зарплаты своего программиста. За эти деньги обладатель УТ2 получает исправление ошибок, возможность получить ответ на вопрос по программе и, конечно же, обновления программы со всеми изменениями в законодательстве.

glasses-919071_1920.jpg

Автоматизировано!

На сегодняшний день работа теплосбыта АО «Теплоэнерго» полностью переведена на УТ2, в системе работают все сотрудники подразделения. Весь процесс перехода не вызвал шока для бизнеса и не вызвал простоя.

У руководства появилась возможность получать отчётность в режиме реального времени, настроена и доработана интеграция с «1С:Бухгалтерией», адаптированы печатные формы договоров и платёжных документов. Формирование счетов и квитанций проходит в пакетном режиме, что экономит пользователям и силы, и время. Словом, выполнен весь пакет работ по внедрению и обеспечена эффективная работы программы.

 





Подписаться на рассылку: Новости Софт-портал




Вернуться к списку