Глава 37 из книги нашего директора Рустэма Валеева "Как быстро рассчитать стоимость проекта"

10 апреля 2022

Продолжаем публиковать отдельные главы из книги нашего директора Рустэма Валеева "Франчайзи на грани нервного срыва".

Автор книги прошел большой и долгий путь в сфере информационных технологий. Ему пришлось поработать и программистом, и консультантом, и руководителем проекта, и начальником абонентского отдела. Он побывал с разных сторон баррикад: и заказчиком, и подрядчиком в проектах внедрения ИТ-систем. За 35 лет автоматизации предприятий наш директор попадал во множество забавных и поучительных ситуаций.

Благодаря этой книге вы сможете увидеть всю кухню создания, продвижения и внедрения программных продуктов изнутри. И использовать советы автора в своей работе.

Глава 37. Как быстро рассчитать стоимость проекта[1]

Давайте разберемся с причинами, зачем необходимо быстро оценивать стоимость проекта. Таких причин несколько.

Во-первых, естественное желание заказчика понять, сколько такие проекты вообще могут стоить? Заказчик хочет сориентироваться в рыночных ценах и определить, хватить ли у него вообще денег на проект. Иногда быстрая оценка проектов требуется заказчикам, чтобы заложить примерные параметры в бюджет следующего года. Быстрое сравнение подрядчиков по цене позволяет также отобрать подходящие предложения для дальнейшего, более подробного анализа.

Во-вторых, быстрая оценка проекта нужна самим подрядчикам. Известно, что далеко не каждое коммерческое предложение превращается в договор. Обычно приходится делать от 5 до 10 предложений разным потенциальным заказчикам, пока дело дойдет до заключения договора. И чем меньше подрядчик тратит усилий и времени на подготовку коммерческого предложения, тем лучше. Тем меньше труда будет потрачено впустую.

В-третьих, здесь действует известный принцип: «Кто первым встал, того и тапки». Чем быстрее подрядчик сумеет оценить стоимость проекта, тем больше вероятность того, что договорятся именно с ним. Особенно когда убедятся, что у конкурентов получается примерно столько же.

Идеальный вариант

Самым лучшим вариантом для описанной выше ситуации был бы, например, готовый прайс-лист, такой же, как на коробочные продукты фирмы «1С». Посмотрел в такой – и сразу сказал, сколько будет стоить проект.

Представим себе такой разговор. Звонит заказчик и спрашивает:

– Сколько будет стоить автоматизация завода на продуктах 1С?

– Одну минутку. Сейчас открою прайс и посмотрю. Так, «автоматизация аэропорта», «автоматизация банка», «автоматизация забоя» – нет, это не то. А, вот, нашел: «автоматизация завода» – 10 миллионов.

– Долларов?

– Нет, рублей, конечно. Это же отечественное программное обеспечение!

Но увы! В отличие от коробочного программного продукта, создать прайс-лист полной номенклатуры проектов невозможно. Слишком разные эти проекты, и их реальная стоимость может отличаться в десятки, а то и в сотни раз.

Пример строителей

Строительство зданий и сооружений очень похоже на разработку и внедрение программ в области информационных технологий (ИТ). Так, в ИТ проходит предпроектное обследование деятельности организации. В строительстве аналогичные работы называются изыскательскими. Разрабатываются строительные проекты, а в ИТ составляется техническое задание. В строительстве распространены типовые проекты ‑ которым в ИТ соответствует коробочное программное обеспечение (ПО). Строители привязывают готовый объект к сетям и коммуникациям, а айтишники интегрируют свои программы в общее информационное пространство.

Однако, в отличие от совсем молодой отрасли информационных технологий, опыт строительной отрасли насчитывает несколько тысячелетий. Еще в древнем Египте успешно строили такие грандиозные сооружения, как пирамиды. И раз строители используют нормативы, значит, и в области информационных технологий также можно применять нормативы.

Нормы в строительстве – это серьезные документы, которые вызывают уважение и доверие и заказчиков, и подрядчиков. Если же заглянуть внутрь строительных норм, то можно увидеть, что они весьма просты. По сути, это таблицы, в которых перечислен ряд физических показателей и указаны нормы времени для выполнения работ. А также описан состав бригад, которыми эти работы могут выполняться, и требуемый состав работ.

В частности, если строители хотят рассчитать, сколько будет стоить укладка трех балок, то сметчик по соответствующей строке (балки с пролетом 18 м) берет норму «25 часов на укладку каждой балки», умножает этот показатель на количество, например, 3 балки. В итоге получает 75 часов. То есть 1 бригада из 3-х человек за 3 дня уложит эти 3 балки.

Нормы времени в ИТ-отрасли

Если еще раз совершить небольшой экскурс в историю, то окажется, что в советские времена не только строительная, но и ИТ-отрасль применяла нормы. Это еще раз подтверждает истину, что новое – это хорошо забытое старое.

Я лично использовал эти нормы времени для обоснования проекта разработки биллинговой системы. Даже в 2003 году они вызвали достаточно доверия для заключения договора стоимостью свыше 1 миллиона рублей.

Кроме типовых норм времени на программирование задач для ЭВМ от 1987 года, существуют укрупненные нормы времени на разработку программных средств и вычислительной техники от 1986 года. Они отличались между собой. Во-первых, стадиями проекта, для которых предназначались. Во-вторых, типовые нормы оценивали проект в целом – от начала до конца. Укрупненные нормы ориентировались на разработку программ. Нормы на изготовление и сопровождение – на тиражирование программ. В-третьих, в разных нормах использовались разные физические показатели для оценки трудоемкости.

Если заглянуть внутрь старых норм, опять же, видно, что они представляют собой простые и понятные, удобные в использовании таблички. В частности, одна из таблиц показывает, сколько времени требуется для программирования задач бухгалтерского учета. Допустим, разработчику ПО нужно запрограммировать 4 входные формы и 10 выходных форм. Из таблицы следует, что эти работы потребуют 37 человеко-дней.

Укрупненные нормы времени в нашей компании

Наша компания использует свои, локальные, укрупненные нормы времени на внедрение программного обеспечения. В качестве основного показателя, характеризующего проект, используется количество автоматизированных рабочих мест (АРМ). Количество АРМ как основный параметр для оценки используется по следующим причинам.

1. Корпоративные заказчики программного обеспечения давно привыкли, что стоимость лицензий на использование ПО рассчитывается от количества пользователей. Таким образом, ценность программного обеспечения в сознании наших потребителей жестко привязана к количеству пользователей. Но чтобы автоматизировать эти рабочие места, нужно не только купить ПО, но и потратить усилия внедренцев. Очевидно, что чем дороже ПО, тем дороже и внедрение.

2. В среде ИТ-специалистов масштабы проекта, в первую очередь, измеряются количеством автоматизируемых рабочих мест. Нет другого аналогичного показателя проекта, который был бы так же легко измерим, понятен и принят всеми – и заказчиками, и подрядчиками – как количество АРМ.

Мы провели исследование и собрали статистику по корпоративным проектам внедрения информационной системы на базе «1С:Предприятие 8», которые выполняли наши специалисты. На основе статистических данных удалось вычислить среднюю трудоемкость автоматизации одного рабочего места.

Однако при более детальном рассмотрении каждого проекта обнаружилось, что трудоемкость автоматизации одного рабочего места колеблется в весьма широком диапазоне. Следовательно, для разработки норм необходимо было учитывать не только количество АРМ, а еще и ряд других факторов, которые влияют на трудоемкость. В частности, были приняты во внимание:

  • виды автоматизированных бизнес-процессов;
  • типы применяемых программных продуктов;
  • объем изменения типового функционала программ;
  • объем работ по переносу данных;
  • необходимость интеграции с другими программами.

Для всех этих факторов пришлось разработать ряд коэффициентов, на которые умножается базовая трудоемкость.

Так сколько же нужно времени на проект?

Статистика помогла нам разработать укрупненные нормы времени, и теперь они активно используются в компании. Допустим, звонит заказчик и спрашивает: «Сколько же будет стоить автоматизация завода?» Ему тут же задают 5 простых вопросов, на которые заказчик может ответить, как правило, сразу. Получается примерно такой диалог:

– Сколько рабочих мест планируется автоматизировать?

– 30.

– Какую программу планируется внедрять?

– «1С:ERP».

– Планируется ли дорабатывать программу?

– Немного.

– Требуется ли переносить данные из других систем?

– Да, только справочники и остатки.

– Требуется ли интегрировать внедряемую программу с другими программами?

– Нет, не нужно.

Получив ответы на свои вопросы, мы буквально через минуту можем сказать: «Стоимость проекта будет от 3 млн 600 тысяч до 8 млн рублей».

Алгоритм расчета прост. Минимальная стоимость проекта – количество АРМ, умноженное на минимальную трудоемкость автоматизации одного рабочего места и на тариф. Получается 3 млн 600 тысяч руб. Далее на основе ответов заказчика вычисляются так называемые «поправочные» коэффициенты, на которые умножают стоимость проекта, полученную в самом начале. Так формируется верхняя граница в 8 млн руб.

Если заказчик просит уточнить стоимость, то можно провести небольшое обследование, в результате которого выясняется, какие именно отделы будут автоматизированы. Отделы связываются с автоматизируемыми подсистемами. И для каждого рабочего места определяется, необходим ли перенос данных, доработка программы и т. д. По сути, это экспресс-обследование, оно проводится в течение одного-двух дней. По его результатам заказчик получает уточненную цифру стоимости проекта, которая будет стоять в коммерческом предложении и договоре.

Приложение 1.

 Пример расчета норм времени на проект автоматизации завода

 Общие данные проекта:

 1) Количество рабочих мест — 30, из них:

     ОМТС — 2

     Отдел сбыта — 3

     Мастер цеха — 3

     Кладовщики — 5

     ОТ и З - 2    

     ПЭО — 2

   Отдел кадров — 2

     Бухгалтерия, общий отдел — 4

     Бухгалтерия, расчетчик зарплаты — 2

     Автотранспортный цех - 5

 2) Внедряется комплекс программ — 1С: УПП (управление, цеха и склады) и 1C:УАТ (автотранспортный цех, бухгалтерия)

 3) Предполагается, что в бухгалтерии и отделе кадров будет внедрен полностью типовой функционал, во всех остальных подразделениях будет значительный объем доработок.

 4) В бухгалтерии внедрена 1С Бухгалтерия 7.7. Требуется перенос остатков. В расчетной группе, ОТиЗ, внедрен 1С Зик 7.7. Требуется перенос исторических данных за 2 года.

 5) Интеграция с другими программами 1С не требуется.

 

Расчет нормы времени произведем в таблице.

 2022-04-13_16-56-56.jpg

Опишем, как выполняется расчет по таблице, приведенной на рисунке. Во-первых, по названию и содержанию функций рабочего места определяются вид автоматизируемого бизнес-процесса и соответствующий уточняющий коэффициент для каждого АРМ. Во-вторых, уточняется тип программного обеспечения (1С, 1С-Совместно или 1С:Совместимо) и назначается соответствующий коэффициент от 1,0 до 1,4. Таким же образом анализируются объем доработок, требования о переносе денных и требования к интеграции для каждого рабочего места. После чего вычисляется трудоемкость автоматизации по каждой строке как произведение базовой трудоемкости (50 чел.-часов) на количество рабочих мест и на произведение всех коэффициентов. Например, для первой строки таблицы эта формула выглядит так:

50 x 2 x 1,0 x 1,0 x 1,4 x 1,0 x 1,0 = 140 чел.-часов.

Нормы являются тем прочным фундаментом, на котором строится весь ИТ-дом. Они позволяют:

  • обосновать расчет стоимости проекта в глазах заказчика (нормы должны быть доступны заказчику);
  • учесть значимые факторы, влияющие на цену проекта;
  • оперативно выполнить примерный расчет стоимости проекта за короткое время.

Подход к расчету стоимости проекта внедрения информационной системы, основанный на применении норм, повышает взаимопонимание и доверие между заказчиком и исполнителем проекта. Кроме того, использование норм при расчете стоимости проекта снижает его риски и позволяет подрядчику более уверенно чувствовать себя в различных тендерах и конкурсах на выполнение ИТ-работ, поскольку нормы создаются на основе статистики по предыдущим проектам.

Однако, каждая ИТ-компания, которая выполняет проекты внедрения программного обеспечения у своих заказчиков, должна побеспокоиться о том, чтобы иметь свои собственные нормы на выполнение всех работ. Именно свои, разработанные на основе своей статистики. Только собственная статистика может гарантировать, что рассчитанная по нормам трудоемкость учтет применяемую технологию, все «скрытые» работы и обеспечит выполнение проекта и требуемую рентабельность.

...

Предыдущая публикация из серии доступна по ссылке

Всю книгу вы можете скачать на сайте Литрес:

https://www.litres.ru/rustem-valeev/franchayzi-na-grani-nervnogo-sryva-kak-nebolshoy-firme-partn/



[1] Текст этой главы является сокращенным и уточненным изложением статьи Р. Валеева «Сколько стоит автоматизация завода», опубликованной в электронном журнале «Управляем предприятием» (https://upr.ru/article/skol-ko-stoit-avtomatizaciya-zavoda).





Подписаться на рассылку: Новости Софт-портал




Вернуться к списку