Планирование производства в «1С:ERP. Управление предприятием»

21 июня 2022

Программа «1С:ERP. Управление производством» (ERP) позволяет формировать планы продаж, закупок и производства по различным сценариям. Любой из планов можно использовать как основу для других планов. Для одних предприятий план продаж является основополагающим, на основании него строятся планы производства и закупок. Для других предприятий главным будет производство, поэтому оно будет планироваться в первую очередь.

Упрощенно одна из схем планирования может выглядеть так. Допустим, у предприятия есть некоторая статистика продаж, на основе которой можно сформировать план продаж. После согласования плана продаж отправляется в отдел производства. Производственный отдел, основываясь на плане продаж и складских остатках готовой продукции, формирует план производства. Естественно, что произвести изделие нужно раньше, чем оно будет продано. После согласования, план производства отправляется в отдел снабжения. Разузловывая план производства, и используя информацию об остатках материалов и полуфабрикатов, отдел снабжения составляет план закупок. Закупки должны быть проведены раньше того момента, когда материалы понадобятся в производстве. В процессе производства такие планы часто корректируются.

Рассмотрим, как такую схему планирования реализовать в ERP.



Планирование производства на сквозном примере

Опишем пример, который будем реализовывать в ERP.

На скриншоте выше вы видите нормативную информацию, которую мы используем для планирования производства. На производственных участках есть рабочие центры (РЦ). Рабочий центр в ERP – это совокупность рабочего персонала и соответствующего оборудования.


Процесс планирования производства выглядит так:

  • Формирование плана производства на основании источников:

    • Заказ клиента,

    • План продаж,

    • Остаток на складе,


  • Построение графика производства:

    • График производства,

    • Заказы на производство,

    • Этапы производства.

Расчет плана производства происходит следующим образом. Есть заказ клиента (например, 16 столов) и план продаж (7 столов). На основании этих данных система вычисляет максимальное количество производимых единиц товара (16 столов). Затем система сравнивает полученное значение и вычитает из него свободный остаток на складе (3 стола). Таким образом происходит построение плана производства (13 столов, 16-3).



Настройка и формирование планов производства в ERP

Вся работа с планированием в программе становится доступной после установки соответствующих настроек. В подразделе «Бюджетирование и планировании» раздела «НСИ и администрирование» необходимо поставить галочку в настройке «План продаж».


Далее необходимо включить возможность создания планов производства. После этого в разделе «Бюджетирование и планирование» появляется пункт «План производства», а также журнал планов производства.


Для того, чтобы использовать заказы клиентов, нужно тоже поставить одноименную галочку в разделе «Продажи» в подсистеме «НСИ и администрирование».

Затем настраиваются сценарии планирования. Указывается периодичность планирования (чаще всего в один месяц) и как будет формироваться план продаж - только по количеству, или по сумме тоже. Рассмотрим планирование по количеству.

После создания сценария планирования настраивается вид плана производства. Подобно плану продаж и закупок, здесь дается возможность сделать «Замещающий» или «Суммирующий» план, так, чтобы планы по отделам суммировались либо замещались при изменениях.

В плане производства есть удобная обработка для заполнения.

Обработка использует данные из плана продаж и заказов клиентов. По умолчанию система суммирует эти значения. Но мы можем сгруппировать источники заполнения производства и выбрать вид сравнения. Если выберем вариант сравнения «Максимум», то система будет выбирать максимальное значение. Исходя из описанного ранее порядка расчета плана производства нам надо выбрать максимальное количество между планом продаж и заказами клиентов, и вычесть из него остатки. Для этого в правило заполнения плана добавляем «Остатки».


После формирования плана производства нам потребуется выяснить, сколько материалов на производство надо потратить. Чтобы система выполнила расчет, необходимо в сценарии поставить галочку «Расчет потребности в материалах, видах РЦ и трудовых ресурсах».

Из плана производства можно сформировать отчет по потребностям в рабочих центрах. Это нужно для того, чтобы понимать, сколько часов в планируемом периоде будут заняты те или иные рабочие центры. Так мы можем избежать простоя или переработки оборудования или рабочего персонала.




Теперь рассмотрим обработку по формированию заказов на производство по плану. Здесь работа производится в три шага. На первом шаге указывается сценарий планирования, тип и режим расчета потребностей. На втором шаге система показывает, какие товары, по какой спецификации, какие подразделения будут производить. Однако, если мы сразу попытаемся перейти к третьему шагу, то документ хоть и будет создан, но провести его будет нельзя. Такое может случиться, если не настроена система обеспечения. Система по умолчанию не знает, на какой склад нужно поместить готовую продукцию после завершения производства.

Сформированный и проведенный заказ на производство позволяет перейти к созданию очереди заказов - Инструмент «Управление очередь заказов». В этом окне видны те заказы на производство, для которых ещё не сформированы этапы.

В диспетчировании этапов можно увидеть созданные этапы, используя отбор по интересующему заказу. Этот процесс выполняется с использованием модели планирования. В модели планирования можно указать парк оборудования, график работы и загруженность.


После формирования этапов можно посмотреть отчет по загрузке оборудования с учетом реальных условий и сделанных допущений.


Так же в программе присутствует удобный инструмент для тонкого планирования - диагностика графика этапа. Этот отчёт позволяет оценить, когда свободны необходимые для производства рабочие центры. На основании этих данных можно будет внести изменения в уже созданные планы на производство.

После формирования заказа на производство можно проверить, не осталось ли необработанных заказов клиентов. Для этого можно просто ещё раз запустить обработку формирования заказов на производство. При повторном запуске она будет игнорировать те потребности, которые уже закрыты планами на производство.

Ещё один интересный момент – приоритет заказов на производство. Если в заказе поставить средний приоритет и в реквизите «Размещение выпуска» поставить значение «К окончанию», то система будет стремиться распределить загрузку рабочих центров таким образом, чтобы продукция была выпущена точно к тому числу, которое указано в поле «Желаемая дата выпуска». Таким образом происходит управление производством.

Во избежание срыва сроков поставки готовой продукции на этапе формирования этапов производства система предупредит пользователя о том, что при имеющихся производственных мощностях какой-то конкретный заказ невозможно будет выполнить к желаемому сроку.


Итоги

Подытожим, что мы разобрали на примере формирования заказа на производство. Если использовать инструмент планирования производства в программе 1С:ERP, то первое преимущество, которое мы получаем, это скорость планирования. Однажды заполненная и проверенная настройка обеспечивает быстрое и надежное планирование, защищенное от ошибок и человеческого фактора.

Ещё одна очень важная особенность использования 1С:ERP в качестве инструмента планирования – создание графика производства на основании реальных данных. Причём нам не нужно смотреть, запоминать и переписывать данные, система сама подтянет базу для расчета. График производства – это один из важнейших документов, используемых на производственных предприятиях. Именно график производства обеспечивает равномерное использование трудовых и материальных ресурсов предприятия без простоев и очередей. На графике производства держится стабильность и планомерность производственного процесса. Также при планировании можно учесть поломку и ремонт оборудования, отпуска сотрудников и выходные дни, пожелания клиентов по срокам и оптимальное наложение разных производственных процессов.

Отчетность, сформированная на основании автоматически рассчитанных детализированных данных, дает картину происходящего в реальном времени. Таким образом у руководителя появляется возможность обнаружить проблемные участки в производстве.

Такое планирование также обеспечивает гибкость в изменении планов. Например, отдел продаж получил срочный заказ и нужно точно сориентироваться по срокам. Связавшись с отделом производства, менеджер по продажам может выяснить, есть ли возможность взять дополнительный заказ, есть ли «окошко» в графике производства.

Планирование производства в 1С:ERP позволяет надежно формировать графики производства, своевременно создавать заказы на производство, перемещение и закупку. Таким образом клиенты своевременно обеспечиваются готовой продукцией, производство - материалами со склада, а склад - закупленными материалами.

Более подробно с механизмами планирования производства можно ознакомиться в видеозаписи нашего прошедшего вебинара:





Подписаться на рассылку: Новости Софт-портал




Вернуться к списку