Государственные закупки и гособоронзаказ в 1С

19 декабря 2022

Государственные закупки и гособоронзаказ в 1С

Термины и определения


Государственный контракт (госконтракт) — это соглашение между поставщиком и органами власти федерального, регионального или муниципального уровней.

Госконтракты регулируются федеральными законами 223-ФЗ, 44-ФЗ, 275-ФЗ.

Законы 223-ФЗ и 44-ФЗ регулируют процесс закупок, а закон 275-ФЗ устанавливает правовые основы отношений, связанных в первую очередь с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ) и государственным контролем, определяет основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги ГОЗ.

Государственные закупки (ГОС) — конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Государственный оборонный заказ (ГОЗ) — это заказы Правительства РФ на поставки товаров, выполнения работ и оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны страны.

Для государственного оборонного заказа требуется вести дополнительный контроль и обособленный учёт, в т.ч. необходимо создание отдельных банковских счетов, по которым проходят все денежные расчёты. Также необходимо учитывать, что некачественное исполнение ГОЗ может повлечь внушительные штрафы и уголовную ответственность, поэтому такой учёт крайне желательно автоматизировать.

В данной статье мы рассмотрим учёт ГОС и ГОЗ на примере программы «1C:ERP. Управление предприятием» по следующим разделам:

1.      Первоначальная настройка программы;
2.      Создание государственного контракта;
3.      Обособленный учет ГОЗ;
4.      Создание договоров участников закупок и продаж;
5.      Отражение хозяйственных операция по ГОЗ;
6.      Заключительные операции по ГОЗ;
7.      Отчеты по государственным контрактам.


Госконтракты в «1C:ERP. Управление предприятием»


В программе «1C:ERP. Управление предприятием» (далее - 1С:ERP или ERP) представляется возможность вести учет по Государственным контрактам и Государственным оборонным заказам и программа полностью отвечает всем параметрам для ведения раздельного учета.


Шаг 1. Первоначальная настройка

Для учёта по ГОС необходимо сделать первоначальные настройки в программе, включить все функциональные опции в разделе НСИ и администрирование — Настройка НСИ разделов:

  • Финансовый результат и контроллинг — Финансовый результат — Финансовый результат по направлениям деятельности.

 Направление деятельности — главный инструмент для ведения учета, который и обеспечивает сквозную аналитику, помогающая собрать отчетность по всему контракту


  • · Казначейство и взаиморасчеты – ссылка Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ (перейти по ссылке) - включить функцию «Поддержка платежей в соответствии с 275-ФЗ».



В открывшемся окне мы можем увидеть отдельные справочники для Госконтрактов:

- Типы платежей

Это предопределенный справочник, который содержит перечень предопределенных законодательством типов платежей, выполняемых с отдельных счетов, открытых в рамках выполнения государственного контракта по Государственному оборонному заказу.


Также, для типа платежей, по необходимости, можно определить соответствие видов подтверждающих документов, которые требуется оформить по данному типу платежа.

Кнопка «Создать» позволяет добавить прочие виды платежей в табличную часть соответствий.


- Виды подтверждающих документов

Это справочник, который содержит список предопределенных видов документов, требующихся для выполнения платежей с использованием отдельных счетов в рамках исполнения государственного контракта по Государственному оборонному заказу.


Существует отдельный Каталог выгрузки, в котором можно хранить отдельные архивы подтверждающих документов для каждого банка.



Шаг 2. Создание Государственного контракта


В разделе «Закупки» и в разделе «Продажи» для отражения государственных контрактов, существует отдельный справочник «Государственные контракты».





Справочник предназначен для обеспечения учета договоров с заказчиками и исполнителями, заявок на расходование средств и списаний безналичных денежных средств в рамках государственного оборонного заказа, выполняющегося с соблюдением ФЗ-275.

В справочнике содержатся основные данные контракта:

  • Предмет контракта.

  • Головной исполнитель - организация, заключившая договор с Министерством обороны РФ.

  • Состояние контракта - готовится, выполняется, завершен.

  • Уполномоченный банк - банк, выбранный для выполнения расчетов по контракту Государственного оборонного заказа.




Идентификатор контракта может быть источником автоматического расчета следующих реквизитов: дата заключения, год окончания, информация о закупке, код заказчика, порядковый номер, виды цены, дополнительные разряды и наоборот, формирование идентификатора по данным указанных реквизитов. Заполнение поля Идентификатор осуществляется по команде «Сформировать».




Рассмотрим более подробно, на примере, создание Государственного контракта

Например, наша компания «Промресурс» получила Заказ от клиента «Бытовая техника» на поставку запчастей. «Промресурс» будет закупать комплектующие у поставщика «Альфа».

Для этого нужно перейти в справочник «Государственные контракты» и нажать «Создать».



Нам нужно заполнить следующие поля: «Предмет контракта», «Дата заключения», «Год окончания». Выбрать нашу Организацию и Контрагента поставщика.



При возведении влага «Контракт по ГОЗ» открываются дополнительные поля к заполнению.




Необходимо заполнить «Головного исполнителя» (Головным исполнителем может быть, как наша Организация, так и Контрагент).





Далее необходимо выбрать «Уполномоченный банк». Обращаю ваше внимание, что все участники кооперации по ГОЗ открывают отдельные счета в Уполномоченном банке.




Заполняем поле «Информация о закупке», которая соответствует конкретному Госконтракту.




Из существующего классификатора «Код государственного заказчика» заполняем «Код заказчика».




Указываем Код присвоенный государственным заказчиком.



Заполняем «Вид цены».




Заполняем «Порядковый номер контракта».




Далее нажимаем на кнопку «Сформировать» и у нас сгенерируется код по данному контракту.




Итак, мы создали Контракт по ГОЗ в состоянии «Готовится».




Нажимаем «Записать и закрыть».




Шаг 3. Обособленный учет ГОЗ


Для обособления всех операций по ГОЗ необходимо создать отдельное направление деятельности. Направление деятельности будет напрямую связано с Госконтрактом.

Переходим в раздел Финансовый результат и контроллинг – Направление деятельности.




Создаём новое направление деятельности.




При установке типа деятельности «Контракт ГОЗ», автоматически по направлению деятельности ведется «Учет расчетов с клиентами», «Учет денежных средств», «Учет запасов и расходов».




При необходимости можно выделить по направлению деятельности «Учет расчетов с поставщиками», «Учет внеоборотных активов».




Далее, необходимо заполнить параметры контракта. Переходим по ссылке «Параметры контракта.




Форма предназначена для указания плановых параметров выполнения контракта государственного оборонного заказа. Все параметры не являются обязательными для заполнения. Указанные значения будут показаны в отчете Исполнение контрактов ГОЗ соответствующими показателями в графе Целевые параметры контракта.

Связующим звеном между «Направление деятельности» и «Государственным контрактом» является заполнение поля «ИГК».

Заполним поле «ИГК» - выберем ранее созданный нами госконтракт «Поставка запчастей».




Нажимаем «Перенести в направление».




Нажимаем «Записать и закрыть».




Итак, мы создали «Направление деятельности», по которому будем отражать все хозяйственные операции по ГОЗ.


Шаг.4 Создание договоров участников кооперации


Для участия в гособоронзаказе головной исполнитель и исполнители второго и третьего уровней по 275-ФЗ должны открыть специальные лицевые счета в одном из уполномоченных банков. Через них будут проводиться любые расчеты в рамках ГОЗ.

Для этого нужно перейти в настройки организации и добавить новый банковский счет для ГОЗ.




Нажимаем «Создать».




Заполняем банковские реквизиты. Ставим отметку, что банковский счет, является отдельным счетом по ГОЗ, выбираем Госконтракт.




В программе ERP все платежи, поставки и отгрузки по ГОЗ выполняются по договорам. По договору мы определяем, что данный партнер является участником ГОЗ. Банковские счета по ГОЗ должны быть открыты в Уполномоченном банке.

Перейдем к нашему заказчику «Бытовая техника». Создадим новый договор, в котором необходимо выбрать «Счет покупателя», открытый в Уполномоченном банке с указанием Госконтракт (расчетный счет заказчика и поставщика нужно создать по примеру, приведенному ранее при создании расчетного счета Организации).




Далее, в договоре, на вкладке «Расчеты и оформление» нужно перейти по ссылке «Настроить договор для исполнения госконтракта».




И по кнопке «Добавить» указать подтверждающие документы, которые будет требовать банк при оплате.




На вкладке «Учетная информация» необходимо выбрать «Направление деятельности», которую создавали для обособления по ГОЗ.




По аналогичной схеме необходимо заполнить договор с Поставщиком.


Шаг 5. Отражение хозяйственных операция по ГОЗ


Заказ клиента

В документе «Заказ клиента» необходимо выделить отгрузку «Обособлено».




Заказ поставщику

В документе «Заказ поставщику» необходимо указать «Назначение».




Поступление и списание ДС

При отражении хозяйственных операций по банку необходимо выбирать банковский счет в Уполномоченном банке, объект расчетов Договор.



При отражении списания безналичных ДС указать, что оплата производится за счет средств ГОЗ.




У нас появится отдельная вкладка «Оплата за счет средств ГОЗ», где по умолчанию заполнено поле Тип платежа 275-ФЗ



Приобретение товаров и услуг

В документе «Приобретение товаров и услуг» мы также указываем назначение.




Реализация товаров и услуг

Документ «Реализация товаров и услуг» создается на основании «Заказа клиента».




При производственном процессе

Заказ на производство

Документ «Заказ на производство» создаем на основании «Заказа клиента», выбираем направление деятельности.




При необходимости создаем документ «Заказ поставщику», в котором указываем назначение.




В «Выпуске продукции» автоматически указывается назначение.




Шаг 6. Заключительные операции по ГОЗ


По окончании отражения всех операций, нам необходимо внести сведения о завершении контракта в направлении деятельности, в договоре и в карточке госконтракта, и перечислить сформировавшуюся прибыль с уполномоченного счета на расчетный счет организации.

Для этого нам нужно перейти:

  • Направление деятельности - указать дату завершения обязательств.




  • Договор с Заказчиком – поставить флаг «Обязательства по договору выполнены».




  • Карточка госконтракта – установить состояние «Завершен».




  • Безналичные платежи – Списание безналичных ДС – операция «Перечисление на другой счет».




На вкладке «Оплата за счет средств ГОЗ» выбрать «Тип платежа».





Шаг 7. Отчеты по государственным контрактам


Для контроля и учета движений по госконтрактам в системе ERP можно использовать:

- Стандартные отчеты с аналитикой по направлению деятельности:

  •  отчеты по казначейству,
  •  отчеты по взаиморасчетам,
  •  отчеты по закупкам, продажам,
  •  отчеты по прибыли.






- Специальные отчеты:

  • Исполнение контрактов ГОЗ:

Вариант 1 - включен в состав регламентированной отчетности (меню Регламентированный учет – 1С-Отчетность – Регламентированные отчеты - Отчетность в Министерство обороны). Предполагается использование данного варианта отчета для отправки контролирующим органам. Возможно его выгрузить и отправить в Министерство обороны РФ.




Вариант 2 – включает расширенный состав показателей в меню Регламентированный учет – Отчеты.

Данный вариант отчета применяется для оценки текущей ситуации по исполнению контрактов ГОЗ внутри предприятия.





  • Отчеты в карточке Партнера.

На вкладке Договоры есть возможность сформировать отчеты по контракту.





Итог

В программе 1С:ERP полноценно реализована поддержка раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности организации при исполнении государственных контрактов и контрактов государственного оборонного заказа.

Методика раздельного учета в системе строится на применении направлений деятельности. Каждый контракт выделяется в отдельное направление, по которому можно вести обособленный учёт  с фиксацией всех затрат для исполнения данного контракта.

С помощью стандартных и специализированных отчетов осуществляется контроль и учет госконтрактов.





Подписаться на рассылку: Новости Софт-портал




Вернуться к списку