15 глава из книги нашего директора Рустэма Валеева "Как написать тиражное решение"

15 декабря 2021

Продолжаем публиковать отдельные главы из книги нашего директора Рустэма Валеева "Франчайзи на грани нервного срыва".

Автор книги прошел большой и долгий путь в сфере информационных технологий. Ему пришлось поработать и программистом, и консультантом, и руководителем проекта, и начальником абонентского отдела. Он побывал с разных сторон баррикад: и заказчиком, и подрядчиком в проектах внедрения ИТ-систем. За 35 лет автоматизации предприятий наш директор попадал во множество забавных и поучительных ситуаций.

Благодаря этой книге вы сможете увидеть всю кухню создания, продвижения и внедрения программных продуктов изнутри. И использовать советы автора в своей работе.

Глава 15. Как написать тиражное решение

Любой разработчик мечтает о том, что однажды написанная им программа начнет тиражироваться, станет популярной и сделает своего создателя богатым. А все, что ему придется делать, это нажимать
«Ctrl + C», «Ctrl + V» и подсчитывать денежки на счете. Вот и мы мечтали о таком. Написав программу «Управление сбытом тепловой энергии», в которую было вложено несколько человеко-месяцев труда проектной команды, мы стали думать о тиражировании воплощенного в ней опыта.

Но готовой тиражной программы у нас не было! И ее пришлось срочно написать, используя уникальную программу, внедренную в Теплосети, как базу знаний. При разработке тиражной программы была заново спроектирована база данных, она стала более абстрактной и настраиваемой. Именно тогда в программе появились понятия «поток» и «схема тепловой сети». Функционально программа тоже стала более компактной.

Но на первом же «тиражном» внедрении мы с толкнулись с тем, что программа слишком медленно считала. Дело было в том, что больший уровень абстракции данных требовал больших ресурсов для обработки информации. В небольших городках Республики под сервер использовались простые компьютеры с не очень большой памятью, и скорость расчетов оказалась узким местом.

Я поговорил с главным разработчиком Русланом и спросил его, на сколько он сможет увеличить производительность?

– Максимум – в два раза.

– Нам надо в 10 раз.

– В 10 раз? Нет, это невозможно.

Тут я рассказал ему легенду про инженеров Форда. У них никак не получалось сделать 8-цилиндровый мотор. Они бились с проблемой несколько месяцев, но каждый опытный образец выходил из строя. При разогреве огромного работающего двигателя металл так сильно расширялся, что поршни переклинивало. Инженеры пришли к Форду и сказали:

– Мы не можем сделать 8-цилиндровый двигатель. Это невозможно.

– Вы можете. Идите и делайте. И не говорите мне, что это невозможно.

Через год инженеры опять пришли к Форду.

– Мы перепробовали все. Другой металл, другие размеры цилиндров. Ничего не помогает.

Форд ответил им то же самое:

– Вы можете. Идите и делайте. И не говорите мне, что это невозможно.

В итоге, кто-то из инженеров догадался поставить 4 цилиндра под углом к другим 4 цилиндрам. Агрегат уменьшился, металл перестал катастрофически расширяться, и двигатель заработал.

Так и Руслан задумался после моих слов и ушел переделывать программу. Через неделю он вернулся с горящими глазами.

– Угадайте, на сколько мне удалось ускорить программу?

– Неужели в 20 раз?

– Не угадали. В 100 раз!

То, что раньше считалось 4 часа, стало считаться несколько минут. Вот что бывает, если перестать говорить себе «это невозможно».

Итак, программа у нас была. Оставалось определиться с ценой. Какую цену назначить программе, если ты ни разу не маркетолог? Очевидным казалось такое решение. Раз наша программа написана на языке 1С – надо изучить прайс-лист фирмы 1С. Что делала наша программа? Правильно, готовила счета и вела взаиморасчеты с абонентами. Практически то же самое делала «1С:Торговля и склад»: выставляла счета, формировала отгрузку, вела учет оплат. Только в нашем случае речь шла не о товаре, а о регулярных услугах. Вот на эту программу мы и сориентировались, назначив первую цену – 14 тысяч рублей. И, конечно же, сильно ошиблись в меньшую сторону. Убедились мы в этом чуть позже, посчитав доходы от продажи программы и расходы на ее поддержку и развитие. В чем же была главная ошибка? В том, что мы неверно оценили емкость рынка. Если у программы «1С:Торговля и склад» были десятки и сотни покупателей в каждом городке и даже деревеньке, то у нашей программы – одна или две теплосети в городе. Да, теплосети были только в городах, в деревнях топили газом и дровами. Значит, доход от продажи каждого экземпляра нашей программы должен быть выше, чтобы покрывать затраты на ее производство и обновление. Вторая ошибка была в том, что мы сравнивали нашу программу с популярным решением 1С для торговых предприятий. А надо было искать аналоги на рынке биллинговых программ для теплосетей. Задуматься об этом нас заставил такой замечательный случай. Помню, как мне позвонил ИТ-директор крупной теплосети из города-миллионника:

– Рустэм, вы биллинговую программу для теплосетей на 1С 7.7 продаете?

– Да, продаем.

– А сколько она стоит?

– 14 тысяч рублей.

– 14 тысяч, я не ослышался? Не 140? Да, цена у вас несерьезная. А что ваша программа умеет?

– Все, что должна уметь делать биллинговая программа для теплосети. Ведет структуру сети. Позволяет вводить данные об абонентах и объектах, распечатывать договора. Умеет рассчитывать теплопотребление по приборам учета и по нормативам. Готовит и печатает счета. Учитывает оплаты и ведет взаиморасчеты.

– Да не может быть. Нет, ребята, что-то тут не то. Мы привыкли к программам с ценой в сотни тысяч. Последнюю нам предлагали за миллион. Извините, думаю, вы несерьезные люди.

– Почему? Мы автоматизировали большую теплосеть и на основе этой программы сделали тиражное решение. И потом – вы же заплатите за внедрение. Внедрение будет стоить в 20 раз дороже, чем программа.

– Нет, не уговаривайте. Директор меня не поймет, скажет, что серьезная программа не может продаваться по такой смешной цене.

И они действительно купили программу не у нас. А мы, чуть позже, оценив реальный объем продаж и сложившиеся цены на рынке, подняли цену на «Управление сбытом тепловой энергии» в 10 раз.

Всю книгу вы можете скачать на сайте Литрес:

https://www.litres.ru/rustem-valeev/franchayzi-na-grani-nervnogo-sryva-kak-nebolshoy-firme-partn/





Подписаться на рассылку: Новости Софт-портал




Вернуться к списку